среда, 3 апреля 2013 г.

Flash Point. Fire Rescue. Игры с огнём


Мы в копоти и в сажи, словно черти
Пропитаны и пеной и угаром,
Но выиграна схватка с красной смертью,
А значит, сутки прожиты не даром!*


- Я как раз собиралась пойти на кухню за новой порцией салата и проверить, как там жаркое, как вдруг услышала сильный взрыв! Ударная волна выбила кухонную дверь и сбила меня с ног... Последнее, что я помню - густой, едкий дым, который стремительно наполнял коридор, - делится воспоминаниями Миссис Браун.





В тот вечер понедельника, семья Браунов пригласила к себе в гости друзей и соседей. Ничего не предвещало беды, как вдруг, в самый разгар вечеринки, в доме прогремело несколько взрывов и помещение наполнилось дымом. Объятые паникой гости семьи Браунов бросились врассыпную. Однако, выбраться из дома было невозможно - два основных входа в здание были заблокированы горящими обломками...

Оглушительный вой сирен пронзил вечернюю тишину города - к месту трагедии мчались ярко-красные машины со спасателями. За считаные минуты боевой расчет приступил к тушению пожара и эвакуации пострадавших.


По данным группы разведки, в доме находилось до 10 живых душ, включая домашних животных.

Командир отделения отдал приказ водителю пожарного автомобиля задействовать ствол высокого давления для тушения первичного очага пожара на кухне. 

Внутрь здания был направлен специалист по пенотушению, чьей задачей являлось подавление вторичных очагов пожара.


Задачей специалиста-спасателя было организовать поиск и эвакуацию потерпевших альтернативным путём, используя специальный инвентарь.


Для ликвидации продуктов горения химических веществ, было принято решение задействовать эксперта по опасным веществам.



После 45 минут борьбы, схватка с красной смертью была окончена победой команды пожарных - почти все жертвы были вызволены из огненного плена! Даже кошку и ту отыскали!




Говорят, играть с огнем - опасно... Но в случае с настольной кооперативной игрой "Flash Point. Fire Rescue" это не только не опасно, но и очень интересно!

Для большей атмосферности, можно даже примерить каску пожарного! =)




ОПИСАНИЕ ИГРОВОГО ПРОЦЕССА

Игра имеет как минимум два уровня сложности и двустороннее поле, которое представляет собой план двух разных зданий с координатной сеткой. 

В зависимости от выбранного вами уровня сложности, подготовьте соответствующее "здание" к игре, выложив на игровое поле жетоны огняжертв и некоторые другие.

Как это сделать, подробно указано в правилах, скажу лишь только, что их расположение определяется броском кубиков, и будет меняться от игры к игре.

Поле готово к игре. Раскладка соответствует легенде, приведённой вначале обзора


Первоначальная раскладка жетонов огня имитирует распространение пламени в помещении к моменту прибытия пожарных.

В игре могут одновременно участвовать до 6 игроков, каждый из которых представлен такой вот милой фигуркой пожарного:

Фигурки пожарных
 
Цель игры: вынести из горящего дома и доставить в машину скорой помощи  не менее 7 жертв, до того, как здание рухнет (количество повреждений от взрывов достигнет крайней точки - 24). Допустимые потери - 3 жертвы.


Перед началом игры игроки выбирают себе роли из 8 доступных.  Каждая роль, естественно, имеет свои сильные и слабые стороны.

В среднем каждая роль дает игроку 4 очка действий. Эти очки можно потратить на:
  • движение по полю и вынос жертв из здания,
  • открывание/закрывание дверей,
  • тушение,
  • разрушение стен топором,
  • управления специальным транспортом.
Неиспользованные очки действий можно сохранить и использовать в следующий ход.

Некоторые роли дают игрокам дополнительные очки действий на выполнение определенных действий (движение, тушение и т.д.). Эти ОД в конце хода не сохраняются.

В свой ход каждый игрок должен:
  1. Выполнить действия, потратив свои очки действий.
  2. Распространить огонь - при помощи бросков кубиков, игрок определяет новый очаг задымления (клетка в координатной сетке на поле).
    Если в клетке уже есть жетон дыма, то дым превращается в огонь. Если в клетке уже есть жетон огня, то это вызывает взрыв, сметающий все на своем пути и разрушающий стены.
  3. Пополнить жетоны жертв - на игровом поле одновременно должно находится 3 жетона предполагаемых жертв. Если кто-то был спасен в конце этого хода, то на поле нужно выложить новый жетон жертвы. Его место расположения определяется броском кубиков.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ИГРЫ 

Flash Point. Fire Rescue третья по счету кооперативная игра в нашей семейной коллекции. Когда у тебя двое разновозрастных детей, которые могут не на шутку повздорить за игровым столом, естественно начинаешь любить игры, которые хоть как-то объединяют! 

Приближался день рождения сынишки, и игра про героев-пожарных с симпатичными фигурками и стильным оформлением, была просто идеальным подарком! 



Игра оказалась весьма атмосферной и реалистичной - тема борьбы с пожаром в ней представлена с учетом многочисленных "особенностей жанра": это и непредсказуемое распространение огня по зданию (использование кубиков), и наличие горячих точек, которые приводят к дополнительному распространению огня, и наличие "цепной реакции" по превращению дыма в огонь на клетках, где дым граничит с огнем...


В общем, "побочный" познавательный эффект от игры был куда больше, чем прямой, развлекательный! Были пересмотрены десятки роликов на You-tube про подвиги пожарных, изучены  тематические материалы из Интернета, даже музей МЧС посетили!

Но вернёмся к игре. Посмотрим, что еще, кроме тематики, меня впечатлило...

Первое, что приходит на ум, это игровые роли. В этом аспекте Flash Point. Fire Rescue сильно отличается от других известных мне игр. Здесь персонажи не просто дублируют друг друга с небольшими изменениями в свойствах, а уникальны в плане того, как они ведут себя на игровом поле. 


Специалист-спасатель


Например, наша "красавица с бензопилой" (специалист-спасатель) - имеет в запасе три дополнительных очка действия к своим четырем, к тому же очень браво орудует вышеупомянутым агрегатом, что позволяет ей проделывать дыры в стенах в два раза быстрее. Это делает ее незаменимой при спасении жертв из огня.

Но кроме спасения жертв, нужно также  бороться с огнём, иначе здание рухнет раньше срока, погребая под собой и погорельцев и спасателей, а пожарный из специалиста-спасателя никакой - для тушения ей потребуется в два раза больше очков действия. Тут на помощь придет специалист по пенотушению, или водитель/оператор ствола высокого давления с их дополнительными способностями по тушению. Т.е. очевидно, что без стратегически-грамотного подбора персонажей, победы достичь будет трудно.
 


Кроме этого, мне нравится, что роли в этой игре можно выбирать не в слепую - как кому повезёт, а с учётом сложившейся ситуации на игровом поле, так сказать, в зависимости от результатов "разведки пожара". К тому же есть возможность поменять роль в течении игрового процесса! Это делает игру еще больше приближенной к реальности. Ведь в зависимости от сложности пожара, подразделение занятое его тушением, может прибегать к помощи различных дополнительных специалистов, они также могут сменять друг-друга в зависимости от обстоятельств.

Игра рассчитана максимум на 6 человек, что тоже является плюсом когда собирается большая компания.  

Следующий момент, который мне импонирует, это - возможность сохранить неиспользованные очки действий для последующих ходов. Делается это при помощи специальных жетонов.

Жетоны учёта неиспользованных очков действий

Однако, бонусные очки действий, получаемые благодаря особенностям некоторых персонажей, в конце хода не сохраняются. Это  вызывает некоторые сложности при учёте, но со временем привыкаешь расходовать сначала бонусные ОД, и экономить основные.

Понравилась мне механика появления жертв на поле. Жертвы представлены жетонами со знаком вопроса и схематическим изображением на обратной стороне. Треть жетонов являются пустышками. Узнать пустышка это или нет,  можно только подобравшись к потенциальной жертве вплотную. Отправляясь спасать погорельца, ты никогда не знаешь, ради чего "рискуешь жизнью". 

Жетоны жертвы
Кроме этого на поле никогда не находится более 3 жетонов жертв - остальные как бы "прячутся" в укромных местах до поры-до времени и появляются постепенно.

Что касается правил игры, стоит отметить, что четкого "канона" нет - многие нюансы можно изменять и добавлять по своему усмотрению в сторону упрощения или усложнения игрового процесса. Авторами даже предложены некоторые идеи, которыми можно разнообразить игровой процесс. Все это должно положительно сказаться на реиграбельности.

Перед тем, как я перейду к описанию негативных моментов, хотелось бы уделить внимание игральным кубикам, и их роли в игровом процессе. Пожар - вещь непредсказуемая, поэтому определение координатов очагов задымления путем броска игральных кубиков, вполне оправдывает себя.


Кубики, используемые в игре
При этом у вас нет никакой гарантии, как, например, при игре в "Пандемию", что если с "проблемой" разобрались в определенном месте, то она не возникнет там снова.

Место появления новых жертв тоже определяется броском кубиков. Может случится так, что погорельцы будут "выскакивать" как бы с криками о помощи прямо перед носом у пожарных, а может быть и так, что они будут упорно "прятаться" в самых отдаленных уголках здания!

Теперь о том, что не понравилось...

Опять же кубики... Они сводят на нет любое прогнозирование. И хотя с точки зрения тематики это хорошо, но всё же придает игре некий налёт несерьезности, лишает её "интеллектуальности", как по мне...


С одной стороны, кубики могут сильно упростить игру, а с другой - непредсказуемо усложнить, и вы не сможете на это никак повлиять... Иногда это откровенно раздражает.

Утомительный процесс распространения огня (вторая фаза хода игрока). После выполнения действий своим персонажем, каждый игрок должен бросать кубики для определения нового очага задымления, при этом, в зависимости от ситуации на игровом поле, могут происходить различные побочные эффекты - возгорания, взрывы с разрушениями, цепные реакции и т.д., список которых довольно внушительный. 

Участок, координаты которого выпали на кубиках, уже содержит маркер задымления, поэтому "дым" превращается в "огонь". Далее происходит цепная реакция, и все маркеры дыма по соседству с огнем превращаются в огонь

Выполнение действий, связанных с побочными эффектами, может поначалу вызывать сложности. И хотя действия эти не лишены логики, логика эта понятна лишь людям, близко знакомым с темой пожаротушения. Поэтому наилучшим способом их запоминания будет проведение пробной партии по упрощенным правилам, как и советуется авторами игры.

Мобильность. Еще в этой игре напрягает то, что по сравнению с Пандемией, персонажи очень ограничены в передвижении. Бывает появляется жертва в другом конце здания, так ты пока "дотопаешь" туда, то её уже дважды взрывом накроет, и тебя вместе с ней. Есть вариант с подъездом на машине, но он тоже не очень работает - переезд на противоположную сторону поля стоит 4 ОД и на тушение уже ничего не остается...

В общем, после нескольких партий складывается впечатление, что ты связан по рукам и ногам (вернее, только по ногам:))


Однако проблему можно исправить, если задействовать 5-6 игровых ролей. Этого можно достичь как увеличением количества игроков, так и взятием под контроль игроками нескольких ролей. Тогда игровой процесс стает более динамичным.

Подводя итоги, скажу, что игра в целом мне нравится больше своей тематикой, чем механикой.

Однако, привлекательный арт, симпатичные фигурки пожарных, легко адаптируемые правила, кооперативный жанр, делают игру просто идеальной для семей с детьми! Взрослым, которые ожидают от игрового процесса атмосферности и эмоциональности, игра тоже понравится. 

Но если вам больше нравится напрягать "серое вещество" в интеллектуальной битве со сложной головоломкой, эта игра покажется вам слишком лёгкой и лишенной стратегической составляющей. 


*В обзоре использованы строки из песни "Братишка", слова и музыка Дмитрий Швед

5 комментариев:

  1. Мне понравилось из описания: "Были пересмотрены десятки роликов на You-tube про подвиги пожарных, изучены тематические материалы из Интернета, даже музей МЧС посетили!"
    А также "игровые роли... Здесь персонажи не просто дублируют друг друга с небольшими изменениями в свойствах, а уникальны в плане того, как они ведут себя на игровом поле"
    И еще: "бороться с огнём, иначе здание рухнет раньше срока".
    И наконец "механика появления жертв на поле".
    А главное, на что я обратил внимание — обучение своих детей в игровой форме правилам поведения при пожаре и знанию его тушения. В нашей семье несколько лет назад мы провели семейный вечер-тренировку по тушению пожара. Правда, это была не "настольная", а "квартирная" игра. Мальчишки до сих пор вспоминают. А мы, родители, несколько спокойны за своих мальчиков.
    Спасибо, Алексей, за Вашу твердую постоянную отцовскую инициативу! Мы будем знать, что в Николаеве можно встретить и подготовленную, хорошую молодежь!

    ОтветитьУдалить
  2. Алексей, хороший обзор, спасибо. Надеюсь в ближайшее время её попробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо)))
      Будет интересно услышать ваше мнение!

      Удалить
  3. Совсем недавно сам стал очевидцем пожара. Горел балкон на 12 этаже рядом с местом, где я работаю. С замиранием сердца наблюдал за слаженными действиями пожарных, ликуя внутри, т.к. благодаря этой игре, понимал, что они делают и зачем))) Молодцы - справились с пожаром за 15 минут!

    ОтветитьУдалить